by Siberian-Troll (архив) » 22 Mar 2006, 18:54
Еще одна байка о философических заворотах.
Итак, античные времена, греческие полисы. ок 400 г. до н.э. Полис Синоп, что на нынешнем северном побережье Турции. Молодой Диоген, будучи бааальшим и нехорошим мальчиком вляпался в подделку денюшек вместе с папой, руководившим местным монетным двором (ну хотелось им стать побогаче, а то порастратились чуток).
Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан
Когда все дело вскрылось, их попросили из города с конфискацией остатков имущества.
Долго ли коротко, парниша всплыл в Афинах, уловив, что на халяву ему так никто не нальет, он принялся хулить все и вся, объявляя что они уроды, козлы и вообще животные. будучи неплохим риториком, поднатаскался у учителя Антисфена, он принялся проповедовать, что ничто животное нам не чуждо, и что пример надо брать с братьев наших меньших. Так, понаблюдав за мышью, Диоген решил, что собственность для счастья не нужна; глянув на улитку, несущую домик на спине, Диоген поселился в глиняной бочке – пифосе; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил последнее, что у него было, – чашку.
Особенной любовью у него являлся лозунг "хорошо быть кисою, хорошо собакою, где хочу пописаю, где хочу покакаю". Или, более сдержано - Диоген отвергал все условности, запрещавшие удовлетворение естественных потребностей в любое время и в любом месте.
На язвительные вопросы оппонентов чему ж учиться у мерзавца, юродивого и вора - фальшивомонетчика, он с достоинством отвечал, что в Афинах днем с огнем честного человека не найдешь, и даже походил чуток с фонарем по улицам.
За все это совокупно добрые афиняне прозвали его "собакой" (Кинос) Ученики и последователи его приянлись нашивать на одежды куски собачьих шкур и хвосты, и решили, что раз запреты условны - что хошь, то и твори, главное чтоб кулак был здоровый и силой обижен не был, а то ведь так и шею намылить могут. Символами киников также являлись двойной плотный плащ, намотанный на голое тело, суковатый дрын-посох и сума для подаяний. Киники не стригли волос и ходили босиком. Толпы задиристых киников не давали всем проходу, и пришлось с буйными ученичками что-то делать. В итоге их все массово забрили в армию, отлавливая на улицах солдатами и отправили за море, воевать. Впрочем, воевали они хреново.
Тем не менее слово "киники" осталось, став всем знакомыми нам "циниками".
Сам Диоген, изгнаный из Афин, скончался к Коринфе. на могиле его была изображена собака.
[b]Афоризмы и цитаты Диогена[/b]
Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
[b]Добавлено [mergetime]1143042862[/mergetime]:[/b]
Кинизм просуществовал более 1000 лет и произвел от себя стоицизм, аскетизм и раннехристианские моральные ценности. А также юродивых, и институт религиозного нищенства.